Узбекские традиции

Основными чертами характера узбекской семьи являются гостеприимство и традиционное почтение к старшим. Узбеки обычно живут большими семьями, состоящими из нескольких поколений, поэтому предпочтение отдается большим домам на земле. Значительное место в местном гостеприимстве отводится чайной церемонии. Кроме того, для хозяина является исключительной честью пригласить и порадовать гостя во время чайной церемонии. Приглашения обычно всегда принимаются на обед или ужин, и хорошее чувство тона — приходить вовремя на вечеринку. При планировании визита желательно взять сувениры для семьи, приглашающие членов семьи, и некоторые сладости для детей семьи. Приветствие рук — рукопожатие обычно используется только мужчинами. Женщин и людей, сидящих на заднем плане, приветствуют, кладя правую руку на сердце и сопровождая его жестом (легкий наклон головы). Во время рукопожатия традиционно люди спрашивают о здоровье друг друга, все ли в порядке на работе и дома. В сельской местности, когда в доме есть гость, женщины обычно не сидят за одним столом с мужчинами, чтобы не вмешиваться в разговор. Во время таких чайных церемоний рекомендуется не восхищаться красотой женщин и уделять им много внимания. При входе в дом — комнату рекомендуется снять обувь и занять место, указанное хозяином. Самое почетное место в узбекских домах — самое отдаленное место от входа.

Церемонии узбекского народа формировались веками в результате сложного процесса, слияния прошлых и настоящих культур и традиций племен и народов, участвовавших в этногенезе узбекского народа. Они довольно оригинальные, яркие и разнообразные. Большое количество церемоний связано с семейной жизнью и связано с рождением и воспитанием ребенка, свадьбами и похоронами. Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей (бешик туйи, хатна килиш), свадьбой (фатиха туй, свадьбы). Часто они представляют собой сочетание исламских ритуалов с более древними формами, связанными с мистическими практиками. С приходом в регион ислама многие семейные обычаи подверглись его влиянию, и религиозные церемонии вступают в жизнь узбекского народа. Пятница считается праздником, который отмечается молитвой в мечетях вместе с другими людьми. Патриархальные отношения продолжали свое существование в обществе, которое концентрировалось в мечетях, чайханах и на рынках, где участвовали в основном мужчины.

Бешик Той

Узбекская колыбель-бешик бешик тойи — ритуальная торжественность, связанная с первым положением малыша в колыбель. Это одна из самых древних и распространенных церемоний в Узбекистане. Обычно это мероприятие проводится на 7, 9, 11 день после рождения ребенка. В разных районах Узбекистана этот ритуал проходит по-разному, масштаб мероприятия зависит от дохода семьи: богатые семьи обычно отмечают это событие, широко приглашая соседей и большинство родственников. Семьи с низким доходом отмечают это умеренно в семье. Бешик («колыбель») и другие необходимые вещи, такие как детский стол, одежда, игрушка и т. Д. Для ребенка, предоставляются родственниками ребенка со стороны матери. Родители ребенка, бабушка и дедушка готовят подарки. Богато украшенный бешик и подарки загружаются в автомобиль вместе с гостями. Под звуки местных музыкантов машина едет в дом, где родился ребенок. По традиции доставленный бешик берется на правое плечо дедушкой ребенка, а затем передается на правое плечо его сына, который затем доставляет его матери малыша. Гостей приглашают в гостиную за богатым столом. В соседней комнате, в присутствии старушек, детская одежда переодевается и складывается в колыбель. В конце церемонии гости приходят посмотреть на малыша и доставить подарки. По окончании церемонии гости возвращаются домой с радостными эмоциями, подарками, желая всего наилучшего дому и хозяевам!

Хатна Килиш — Обрезание

Хатна Килиш — еще одна древняя узбекская церемония, принятая после принятия Ислама (Суннат Туйи). Эта церемония проводится для мальчиков в возрасте 3, 5, 7, 9 лет, но в настоящее время это старение не является строгим, и эту церемонию можно проводить при необходимости. Эта церемония также называется «Sunnat». С самого рождения мальчика родители начинают подготовку к суннату туи, постепенно приобретая все необходимое. За несколько месяцев до церемонии, которую часто называют «Празднование» («Туи»), начинаются активные приготовления. Родственники и соседи помогают шить одеяла, готовить подарки. Все это часто заказывают женщины с большой семьей с точки зрения детей. До празднования Коран читается в присутствии старейшин махалли (соседства), имама мечети и родственников. Стол накрыт, и после прочтения Корана старейшины благословляют мальчика. Во время празднования ребенку вручаются различные подарки и подарки. В прошлом было принято давать жеребенка, на котором сидел мальчик. Это как признак человека — воина. В тот же день среди женщин, которые держат «Тахурар» — лежащие на груди одеяла и подушки, эту церемонию обычно проводит уважаемая женщина. Богатая еда, включая всемирно известный «Палов», завершает церемонию.

Фотиха-игрушка (Помолвка)

В узбекских семьях брак происходит с разрешения и по благословению родителей и осуществляется в несколько этапов. Когда сын достигает определенного возраста, родители начинают искать ему подходящую девушку. В этом процессе также участвуют близкие родственники, соседи, друзья семьи. Найдя девочку, пожилые женщины семьи приходят в дом девочки, чтобы встретиться с потенциальной невестой, ее семьей и осмотреть дом. После этого, как правило, женщины со стороны мальчика, ведут небольшую беседу с соседями и друзьями по соседству из семьи девушки, чтобы спросить, хорош ли ответ и репутация девочки и семьи. В случае положительных отзывов очередь за свахами. Одной из главных церемоний сватов является установление даты «Фотихи Той» (помолвка). В этот день в доме девочки собрались все близкие родственники, старшие и уважаемые старейшины из махалли. После приветствия и раскрытия цели визита происходит церемония «Non sindirish» (буквально «ломать хлеб»). С этого момента молодая пара считается помолвленной. «Fatiha Toy» заканчивается назначением даты свадьбы. Каждому гостю дают скатерть с пирожными, сладостями и подарками от девочки семье мальчика. По возвращении из дома девочки обратно в дом мальчика, всем нравится пробовать сладости и печенье, принесенные из дома девочки. Это конец помолвки. После «Фатихи Той» и перед свадьбой родители молодой пары вместе обсуждают и решают все вопросы, связанные с свадебной церемонией. За несколько дней до свадебной церемонии в доме для девочек проходит еще одна небольшая церемония под названием «Qiz oshi» (вечеринка для девочек), в которой принимают участие близкие друзья девушки и родственники.

свадьба

Свадебная церемония по традиции в жизни узбекского народа и отмечается с особым блеском. Несмотря на сходство, оно различно в разных областях Узбекистана. Изюминкой свадебной церемонии является переезд невесты из дома ее родителей в дом жениха. В день свадьбы в доме девушки устраивается свадебный палов, обычно ингредиенты отправляются на сторону жениха. Такая же свадьба палов устроена в доме жениха. В день свадьбы Имам читает «Молитва о браке» (Hutbai nikoh), после чего молодая пара объявляется мужем и женой перед Богом (Аллах). Имам объясняет права и обязанности как мужа, так и жены. Обычно после «никох» молодая пара отправляется в ЗАГС для регистрации гражданского брака. В день свадьбы невесты надевают «Сарпо» (одежду и обувь, предоставляемые в качестве подарка на свадьбу), а затем жених идет в дом девочек, чтобы поприветствовать своих родителей и взять невесту с собой. Перед отправкой невесты в дом жениха проходит церемония прощания девушки с ее родителями. Девушку всегда сопровождают ее близкие друзья. Они поют песню (классика «Уланлар» и «Йор-йор» и до сих пор любят свадебные песни). По прибытии невесты в дом мальчика или место, где устраивается свадьба, начинается свадебная вечеринка. После свадьбы жених провожает девушку в комнату, подготовленную для молодой пары, и уходит на некоторое время, давая девушке время освежиться, выпить чаю и сменить повязку. В комнате девушку встречает «Янга» (обычно близкая родственница невесты), после чего невеста переодевается, готовится встретить жениха, оставаясь за занавеской — «гушанга». Позже жених в сопровождении нескольких друзей возвращается в комнату. Тоже посмотри на невесту, жених должен символически купить ее у «янги», где начинается радостная торговля. После этого жених и невеста остаются одни на ночь. На следующий день рано утром начинается церемония «Келин Салом» (приветствие невесты). Во время церемонии, которая обычно проводится во дворе дома, все близкие родственники со стороны жениха приходят к жадности невесты, начиная от родителей жениха и заканчивая друзьями невесты и ближайшими соседями. Во время церемонии выражаются наилучшие пожелания невесте и дары и благословения. Невеста обязана всех приветствовать, низко кланяясь. Так заканчивается праздник, и у узбеков начинается долгая и счастливая семейная жизнь!

Утро Ош Палов

Церемонию утренних палов обычно проводят во время свадебных и поминальных служб, других праздников, таких как рождение ребенка или юбилеи. Как правило, хозяин Палова после обсуждения с близким родственником и сообществом заранее фиксирует дату Палова и отправляет приглашения. За день до настоящего палова в доме принимающей семьи начинается подготовка к палову, включая очистку и приготовление всех необходимых ингредиентов для палова и другой пищи на столе. Обычно все близкие родственники и друзья семьи принимают участие в этом процессе. После окончания подготовки все гости приглашаются на ужин. Обычно на «Сабзи Тограр» приглашают артистов. Также во время «Сабзи тограр» старейшины распределяют задания среди молодежи для завтрашних палов. Утренний пир должен быть готов ко времени окончания утренней молитвы и прибытия первых гостей. Обычно летом около 4-5 утра, а зимой около 6-7 утра. Во время палова узбекские музыкальные инструменты, такие как «Карнай» и «Сурнай», «Дойра» и «Ногора» играли, чтобы порадовать гостей и объявить о праздновании. Гости устраиваются за столами, и после благословения хозяев и добрых пожеланий подают чай и знаменитый узбекский горячий хлеб. Палов сервируется в «лагансе» (большая тарелка) — одна тарелка на двоих. После того, как еда закончена, лаганы снимаются, и гости снова загадывают желание и благословение хозяина и уходят. После этого столы быстро обновились для новых гостей. Утренний палов обычно длится не более полутора-двух часов. Во время застолья артисты исполняют для гостей классические песни. Утром палов для почетных гостей вручаются подарки — обычно это «чапан» (традиционная мужская одежда), что является еще одной традицией гостеприимного узбекского народа. Мемориал Палов немного отличается от праздника Палов. При этом гости читают стихи из Корана и вспоминают добрыми словами умершего человека, выражая соболезнования семье погибшего человека. После Палова они снова читают стихи из Корана и уходят. К таким церемониям приглашен не художник, а столы более скромные. Интересно отметить, что как на праздничных, так и на похоронах палов участвуют только мужчины.

Махалла — Соседство

К традиционным формам общественных отношений в Узбекистане относится прежде всего «махалля» — сообщество соседей. Узбекская «Махалла» имеет богатую и древнюю историю и является центром семейных и религиозных церемоний и праздников. Здесь, в «Махалле», бережно сохраняются и передаются от одного к следующему поколению их проведение ритуалы. Обычно в каждой «махалле» есть местная мечеть. До сих пор жива старая традиция взаимопомощи — «ха-ха». С этой помощью община «Хашар» помогает строить дома для жителей местной махалли, улучшая их район, улицу, город и т. Д. В суверенном Узбекистане «махалля» стала хранительницей культурных и нравственных традиций узбекского народа, признан механизмом самоуправления. Сегодня «Махалла» — это территориальное объединение семей, целью которого является сотрудничество и взаимопомощь на всей территории Узбекистана, как в старых районах со старыми и традиционными домами, так и в новых частях городов с многоэтажными домами. В «Махалле» живут в мире и согласии люди разных национальностей. Сеть из более чем 10 000 «махаллей» охватывает всю территорию страны и является важным элементом укрепления гражданского общества. Все население Узбекистана признает их эффективной формой общественной жизни.